Новый рост тарифов - бойлер как смысл жизни

РИА Новости Украина - радиостанция "Голос Столицы"

Для "Киевэнерго" на 1,5% повысили тариф на поставку горячей воды и на 0,2% снизили тариф на отопление. Теперь киевляне заплатят за горячую воду и полотенцесушители 84 гривен за кубометр, при горячую воду без полотенцесушителя - 78 гривен.

По центральное отопление, если есть счетчик тепла, плата составит 1414 гривен за гигакалорию, а если счетчика имеется, плата составит 33 гривны за квадратный метр. С мая для жителей Киева холодная вода подорожала почти на 15%.

Смотрите также Инфографика: Голодной лето. Цены на овощи бьют рекорды

Причины очередного роста тарифов прокомментировал в эфире радиостанции голос Столицы бывший член Национальной комиссии, осуществляющим государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг Андрей Герус.

Андрей Герус. архивное фото

(текст публикуется на языке оригинала)

Что сейчас повлияло на повышение тарифа на горячую воду и несущественное уменьшение тарифа на отопление?

- Несколько компонентов тарифообразования. В отоплении самая составляющая - это стоимость газа. Она - более 70%. И так же в горячей воде. Она приблизительно этой цифры. Но есть другие составляющие: стоимость электроэнергии, заработная плата, амортизация, ремонтные работы и тому подобное. Поэтому я думаю, что какой-то из этих компонентов повлиял. Но эти изменения тарифов, поднятие, даже снижение на 0,2, оно в данном случае существенное и минимальное. Поэтому я думаю, сейчас следует говорить не об изменении тарифа, она минимальна, а о том, что даже по тарифам. К сожалению, в Киеве есть серьезные перебои с горячей водой. Поэтому если уж потребители платят высокие, повышенные тарифы, то они должны гарантированно и бесперебойно получать услуги соответствующего качества.

Какие факторы теперь постоянно влияют на изменение тарифов на воду и отопление?

- Во-первых, это газ. Газ в тепле на сегодняшний день - это где-то в районе от 80%. В горячей воде немного меньше, но также около 70%. Газ, заработная плата, горюче-смазочные материалы, электроэнергия. Электроэнергия может составлять 5-10%. И стоимость на инвестиционную программу, то есть ремонты какие-то, переоборудование. И есть еще налоги. Поэтому, если какой-то из этих компонентов меняется, если, например, зарастает цена на электроэнергию для промышленности, то потом, со временем это переводится, что влечет за собой повышение и тепла или горячей воды. Или если, например, растут заработные платы, или как была увеличена минимальная заработная плата, это также может влиять. Поэтому есть разные компоненты. Очевидно, что самый большой из этих компонентов - это цена газа. Как только меняется цена газа, тогда сразу существенно меняется тариф на тепло и тариф на горячую воду. Поэтому газ - это самый такой, существенный компонент. И кроме него, еще четыре-пять других компонентов. Изменение каких компонентов приводит к тому, что меняется конечный тариф на тепло или горячую воду.

Тариф на транспортировку от чего зависит?

Тариф на транспортировку от чего зависит

скриншот видео

- Тариф на транспортировку зависит от инвестиционной программы, которая заложена в этот тариф для того, чтобы ремонтировать, модернизировать сами эти теплотрассы. Кроме того, конечно, он зависит так же от заработной платы, от горюче-смазочных материалов, от тарифа на электроэнергию. То есть это все также учитывается. Но для того, чтобы сети были в каком-то более-менее рабочем состоянии, их нужно менять. Потому что мы видели, какие в Киеве были случаи, когда они даже взрывались под большим давлением. Поэтому компоненты практически те же, только в самое транспортировки не входит цена газа. Потому что цена газа находится на этапе производства тепла. А на этапе транспортировки тепла или горячей воды цены газа нет. А так - все эти компоненты, которые я называл, они актуальны для тарифа для транспортировки.

Почему с остальными решили отделить этот тариф на транспортировку?

- Потому что это разные виды деятельности. Одно дело - производить тепло, другое дело - транспортировать тепло. И в принципе, производить тепло, есть такие модели рынка, когда производить тепло могут многие производители и они могут между собой даже конкурировать в сфере производства тепла. То есть можно там у одной котельной далеко построить другую и сказать, что я готов производить тепло и продавать его дешевле. А вот сети, это уже естественная монополия. Всегда сеть есть только одна. В каждую квартиру подходит один газопровод, один трубопровод и один электрический какой-нибудь провод. Поэтому эти естественные монополии - это сфера сама транспортировка. И по идее, это другая сфера. И есть такие модели, когда работает так, что любой на равных условиях может иметь доступ к транспортировке и может просто транспортировать свое тепло, электричество или газ до конечного потребителя и продать конечному потребителю таким образом, что у конечного домохозяйства может быть выбор, в кого покупать. В Европе такая модель уже работает. Украина к этой модели пока только идет. Но это тариф на транспортировку - это тариф за то, чтобы просто транспортировать определенное количество какой-то энергии, или тепловой или электрической, или газа.

Эти естественные монополии и системы транспортировки каким образом регулируются?

- Конечно, они сами себе тарифы не устанавливают. Тарифы для них устанавливает та же национальная комиссия в сфере энергетики и коммунальных услуг. И она должна контролировать, как расходуются средства, она должна контролировать, не злоупотребляет своим положением и не нарушает правила игры этот монополист. Кроме того, есть регулятор - Антимонопольный комитет. Эти два регуляторы очень четко и строго контролировать. Как это у нас происходит на практике? По моему мнению, за рубежом этот контроль происходит четко, я бы даже сказал, жестче. В Украине с этим есть вопросы. Но тем не менее есть такие регуляторы и они должны регулировать такую ​​деятельность.

Почему тарифы изменили с остальными сейчас только для "Киевэнерго"? В чем особенность именно этой энергетической компании?

- Там со временем меняют для всех тарифы. Там нет какого-то такого скрытого смысла. Тем более это изменение тарифа достаточно мала. Очевидно, в "Киевэнерго" является отличие от других, потому что это очень крупное предприятие. Например, оно среди предприятий теплокоммунэнерго потребляет 25% газа из всех теплокоммунэнерго Украины. Здесь важно сказать, что, возможно, компоненты изменились в "Киевэнерго", но нет здесь ничего особенного, в принципе. Во всех более-менее подобная ситуация.

Можно сейчас спрогнозировать, что будет с тарифами в ближайшем будущем?

- Составит вопрос. Здесь вопрос к национальной комиссии. Опять же, та, которая устанавливает тарифы. Потому что она, к сожалению, не дает каких-то ориентиров на будущее. А это было бы очень полезно, потому что, например, многие потребители и многие города анализируют, а стоит вместо горячей воды ставить бойлеры в квартире, и таким образом пользоваться электроподогревом воды, и иметь свою горячую независимую воду. Но здесь ситуация, например, что никто не знает, какой будет тариф электроэнергию для населения. Потому что сегодня он один, но через два года, например, он может быть другой. Если бы потребители знали, какой будет тариф через два года, тогда они могли бы делать сознательный, осознанный выбор: пользоваться централизованным горячим поставкой воды или индивидуально устанавливать. И соответственно, можно было бы принять решение, которое основывалось бы на соответствующих точных расчетах. Но НКРЕКП, к сожалению, таких прогнозов не дает. И поэтому это все - черный ящик, и каждое такое повышение тарифов - это какой-то новый сюрприз.

Ранее эксперт энергетической группы реанимационно пакета реформ Святослав Павлюк в эфире "ГС" заявил, что большая сумма в платежках будет в тех пор, пока мы НЕ уменьшить потребление энергии.

А гендиректор Центра исследований энергетики Александр Харченко считает, что Украине нужно 10-15 лет, чтоб достигнуть средних показателей энергоэффективности Европы . По его словам, многоквартирный дома в ЭТИХ мероприятиях являются главной целью.

Какие факторы теперь постоянно влияют на изменение тарифов на воду и отопление?
Тариф на транспортировку от чего зависит?
Почему с остальными решили отделить этот тариф на транспортировку?
Эти естественные монополии и системы транспортировки каким образом регулируются?
Как это у нас происходит на практике?
Почему тарифы изменили с остальными сейчас только для "Киевэнерго"?
В чем особенность именно этой энергетической компании?
Можно сейчас спрогнозировать, что будет с тарифами в ближайшем будущем?